«Поистине, у людей словно бы отняли возможность
творить добро, пропало то, что жаль било терять, и появилось то, что считалось
зазорным приобрести; благо точно увяло, а зло расцвело, рассудок сбился с
дороги; истина, потерпев поражение обратилась в бегство, и ее преследует по
пятам торжествующая ложь; смеется порок, и плачет добродетель; справедливость
обессилела, и насилие берет верх; благородство погребено во прахе, а низость
воскресла; попрано великодушие и ликует скупость; слабеют узы любви и дружбы, и
крепче становятся силки ненависти и злобы, унижают праведников и возвеличивают
злодеев; пробуждается коварство, и заснула честность; обильно плодоносит ложь,
и засыхает правда; униженно опустив голову, влачится справедливость, и
горделиво шествует тиранство. Мудрецы будто нарочно совершают деяния, далекие
от мудрости, потворствуя своим страстям, подобно невеждам; обиженный кается в
грехах, проявляя покорность и смирение, а обидчик буйствует, не зная преграды
своим порокам. Отовсюду грозит нам широко раскрытый зев алчности, что поглощает
все близкое и далекое, люди забыли то время, когда довольствовались своей
долей. Удачливый злодей превознесен выше неба, и добрые люди из страха перед
ним желали бы укрыться в земные недра. Благородство швыряют с вершины горы на
обочину дороги, и низость попирает его, опьяненная собственной силой. Ушла
власть от людей достойных, и ее подхватили разбойники и лиходеи. И мирская
жизнь ликует, словно наглая блудница, говоря: "Ушли прочь добродетели, и
встали на их место пороки!» (Ибн аль-Мукаффа. Калила и Димна).
Советую
к прочтению книгу Александра Игнатенко «Зенит исламской мысли. Как жить и властвовать.
Политическая культура исламского Средневековья».
Комментариев нет:
Отправить комментарий